вторник, 24 июня 2008 г.

II. 42), который является действием огня: где есть дым, там мы можем отрицать наличность этих симпт

II. 42), который является действием огня: где есть дым, там мы можем отрицать наличность этих симптомов, конечно, сначала предположив при этом, что если бы они были, то их можно было бы воспринимать; ведь того, что нельзя воспринять, нельзя и отрицать. Всего Дхармакирти насчитывает 11 формул отрицания, причем эти формулы, по его мнению, суть лишь различные выражения одного и того же основного принципа, именно невосприятия гипотетически видимого объекта (NB. II. 43 44). Все формулы, говорит он, содержатся в первой по существу. Разница между ними только в формулировке. Разница эта не прямая, а косвенная. Так как в них или утверждается что-либо несовместимое с логическим следствием, или прямо что-либо отрицается. Разница 'косвенная' значит, что эти формулы не прямо выражают отрицание гипотетически-видимого объекта, но они содержат утверждение и отрицание разных фактов, неразрывно связанных с отрицательным восприятием, а из этого уже всегда само собою вытекает такое именно отрицание гипотетически видимого объекта. Поэтому все эти 11 формул и рассматриваются в отделе умозаключения 'для себя', так как во всех них действует один и тот же принцип всех отрицательных суждений, невосприятие гипотетически видимого объекта. Дхармоттара (NBT на II. 46) по этому поводу говорит: При описании различных формул отрицательного восприятия были упомянуты общие и частные понятия, находящиеся в отношении взаимного исключения с отрицаемыми фактами, а так же были упомянуты таковые же причины и действия Вот эти-то противоположные понятия, противоположные причины и такие же действия и познаются в этих формулах с утвердительной стороны. Но что же это значит? Что значит то, что они познаются с утвердительной стороны? Какой смысл имеют слова: 'с утвердительной стороны познается такое явление, которое исключает возможность другого явления, которое противоположно ему'? Очевидно, эти слова значат только то, что мы представляем себе эти явления сначала воспринятыми, а затем невоспринятыми, при чем невосприятие касается именно таких объектов, которые мы только что перед тем воспринимали. производство арболита

Комментариев нет: