вторник, 24 июня 2008 г.

Несомненно, что Шанкара находился под сильным влиянием учения Дхармакирти и перестроил философию ве

Несомненно, что Шанкара находился под сильным влиянием учения Дхармакирти и перестроил философию веданты именно под этим влиянием. Все логические и гносеологические предпосылки его мировоззрения заимствованы у буддистов, а именно, из отрицательной, критической части буддийской ньяи. Если обе системы тем не менее относятся друг к другу крайне враждебно, то это вполне понятно, так как конечные цели у них различны и даже диаметрально противоположны. Дхармакирти отрицает реальность познаваемого нами мира явлений и на этом останавливается, далее для него начинается область, недоступная для познания. Шанкара же отрицает реальность мира явлений только для того, чтобы этим путем установить истинное бытие своего брахмана единой и вечной духовной субстанции. Ямуна-ачарья,50 который был paramaguru (т. е. учителем учителя) Рамануджи, приводит рядом две карики, из которых одна принадлежит, как он говорит, явным буддистам, а другая скрытым буддистам. И та и другая говорят одно и то же. Явные буддисты говорят: avibhago'pi buddhyatma viparyasi-ta-dar^anaih / grahya-grahakasamvittibhedavan iva laksyate // сущность познания нераздельна; она лишь представляется нашему обманутому взору разделенной на сознание объекта и сознание субъекта. Скрытые же буддисты говорят: cuddham tattvam prapanca-sya na hetur anivrttitah / jfiatrjneyavibhagasya mayaiva janani tatah // сущность всего мира есть простая субстанция; она не причина, так как никогда не прекращается, поэтому одна лишь иллюзия порождает разделение (сознания) на объект и субъект. Первая из этих цитат взята из сочинения Дхармакирти Праманавинишчая.51 При анализе буддийской теории знания мы надеемся попутно доказать, что теоретическая основа иллюзионизма Шанкары целиком заимствована у Дхармакирти. Несмотря на эту близость между обоими учениями, а может быть, именно благодаря этой близости или другим историческим и бытовым условиям, которые пока еще нам не известны, ведантизм в переработке Шанкары с вложенным в него крайним иллюзионизмом сделался злейшим врагом буддизма. приставка

Комментариев нет: